Театрально-игровая деятельность
Кукла на основе цилиндра (мастер-класс для педагогов и родителей)
Кукла как оберег, как игрушка или как предмет роскоши сопутствовала человеку с древнейших времен. У каждого народа существовали свои традиционные куклы. Во всем мире есть музей кукол, игрушки. Изготовление кукол – интересное и увлекательное занятие. Предлагаем вам попрактиковаться в изготовлении простейших кукол из бумаги на основе цилиндра. Сделать их под силу ребенку-дошкольнику, но и в начальной школе изготовление подобных игрушек на уроке труда доставляет детям большое удовольствие. Бумагу для изготовления кукол лучше брать цветную двухстороннюю (80 г/м). Но также потребуется клей - ПВА. Чтобы нарисовать куклам глаза, вам понадобятся маркеры или фломастеры. Также необходимы клеевая кисть, ножницы и циркуль.
Итак, основа куклы – цилиндр. Его можно сделать самостоятельно из плотного картона, но лучше воспользоваться подручным материалом – готовыми трубочками, которых существует сейчас огромное количество: это трубочки от пищевой плёнки, и фольги, бумажных полотенец и т.п.
Необходимо «примерить» лист бумаги к основе. Размер заготовок непосредственно зависит от диаметра цилиндра, на основе которого изготавливается кукла. Все размеры, указанные здесь, даны из расчёта диаметра цилиндра 4,5 см высотой 11см.
Мы с Вами сделаем даму и кавалера.
Дама
1.Вырезать из светло-розовой бумаги полоску размером 15,5х6см и нарисовать на ней фломастерами лицо (рис.1).
2.Вырезать из красной бумаги полоску для платья (15,5х7,5 см). Полоску сложить пополам и срезать плавный линией небольшой уголок со стороны сгиба – это декольте (рис.2).
3.Вырезать из ярко-жёлтой бумаги две полоски для волос (8,5х 5см). Полоски необходимо нарезать «лапшой» и подкрутить ножницами или на карандаш (рис.3).
4.Вырезать из бумаги красного цвета круг для юбки и рукавов диаметром 15см. Круг сложить пополам, вырезать посередине полукруг диаметром 4.5 см. Развернуть вырезанную деталь и разрезать по сгибу – это заготовки для двух рукавов. Из полученных полукругов необходимо склеить конусы. Заготовку для юбки нужно сгофрировать.
Сборка
- Приклеить розовую полоску – лицо, выравнивая верхний край заготовки по верхнему краю цилиндра, и красную основу платья, выравнивая нижний край заготовки по нижнему краю цилиндра (рис.5,6).
Совет. Когда будете «одевать» куклу, не нужно намазывать всю поверхность заготовки клеем, только края. Клей ПВА изготавливается на водной основе, поэтому он «морщит» бумагу, и готовая поделка выглядит неаккуратно. Стыки детали лучше «спрятать», поэтому при оклеивании цилиндра все края заготовки закрепляйте со стороны спины (за исключением одежды, имеющей застёжку спереди).
2.Приклеить кукле волосы. Чтобы причёска у дамы была пышной, приклеивайте волосы в два уровня (рис.7).
3.Надеть кукле юбку и закрепить её клеем на уровне талии. Приклеить рукава. Внутрь рукавов вклеить ручки (рис.8).
4.Закрепит круг (поля шляпки) на голове дамы. Для этого аккуратно намазать клеем верхний срез цилиндра и положить на него бумажный круг. Постарайтесь, чтобы поля шляпки были одинаковой ширины (рис.9).
5.Оставшуюся полоску красного цвета склеить в цилиндр, сделать с двух сторон надрезы глубиной 0,5см по всей окружности и аккуратно загнуть их внутрь цилиндра, так чтобы каждая полоска была перпендикулярна стенке цилиндра (рис.10-11). Полученную заготовку приклеить к полям шляпки куклы, сверху закрепить маленький круг (рис. 12).
Дама готова. Теперь займёмся кавалером.
Кавалер
1.Вырезать из светло-розовой бумаги полоску 15,5х6см. На полоске фломастерами нарисовать лицо (рис.13).
2.Вырезать из черной бумаги полоску для фрака размером 15.5х7,5см. полоску сложить пополам, отрезать наискосок (под углом 45 градусов) небольшой уголок со стороны сгиба – это фалды фрака. Затем вырезать симметричные прямоугольники по краям заготовки - это детали для рукавов. Которые сначала необходимо склеить в трубочку (на карандаше), а затем приклеить к ним полоски из розовой бумаги размером 0,5х3см (кисти рук) (рис.14).
3.Вырезать из коричневой бумаги полоску 5х7,5см, нарезать «лапшой» и покрутить ножницами или на карандаш (рис.15).
4.Последовательность изготовления щляпы изображена на рис.16.
В отличие от дамы, у кавалера фрак закрепляется клеем спереди.
Получилось замечательная пара: кавалер и дама.
Попробуйте сделайте самостоятельно разных кукол. Пофантазируйте вместе с детьми, придумайте свои неповторимые образцы и воплотите их в бумаге (см. обложку). Творите самостоятельно или вместе с детьми, ведь творчество является одним из основных двигателей развития личности!
Театрализованные постановки
Сценарий мюзикла для детей средних и старших групп «Волк и семеро козлят на новый лад»
«Волк и семеро козлят на новый лад»
Сценарий мюзикла для детей средних и старших групп.
Действующие лица:
Дети: козлята, белки, лягушки, ежики
Взрослые: коза, волк.
Материал:
Прилавки, карусель, костюмы сказочных героев, дом волка.
Вступительная песня :
Волк и семеро козлят
Все мы сказку знаем,
И её для всех ребят
Мы сейчас сыграем.
Припев:
Эту сказочку со стажем
Всю как надо целиком
Мы по-своему расскажем
И по-своему споём 2 раза.
В зале зрители сидят,
И даём вам слово –
Волк и семеро козлят
Выступать готовы.
Припев:
Эту сказочку со стажем
Всю как надо целиком,
Мы по-своему расскажем
И по-своему споём. 2 раза.
Реб: В Мамин День для доброй сказки
Отворяет каждый дверь
Много приключений разных
Ожидает вас теперь
И вот сегодня сказка – «Волк и семеро козлят»
Все: Да совсем на новый лад!
Реб: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
Есть на ярмарке игрушки,
Бубенцы и погремушки,
Есть платочки и часы,
Расписные сундучки.
Под музыку «Ярмарка» (муз. Б. Жерара) входят дети. Исполняют общие движения.
Коза:
- Заботливая мать, проснувшись на рассвете, должна пересчитать на месте ли все дети!!!!
- Старалочка? Я здесь!!! ……
- Веселенький? Я тут!!!......
-Трещетка? Кто , я? Здесь?......
- Мудренок? Тут я!!!.......
- Здесь Непоседа? Да……
- Здоровячок? Есть хочеться!!!.....
- Соня ? спать хочется!!!
Итак, ребятки, любимые мои козлятки!!! Пойду я на ярмарку за капустою.
Вы не шалите, и друг за другом вы смотрите!!!
Не ссорьтесь! Вместе вы играйте, и волка к себе не подпускайте!!!
Козленок: - А как его узнать?
Коза. Я сейчас напомню!!!
Внимание – что это такое? - ВОЛК!
Он делает зубами – ЩЕЛК!
Когда он ластится – ПРОХВОСТ!
Нарочно поджимает – ХВОСТ!
С опаскою глядит коза в его горящие – ГЛАЗА!
Не вырвешься из серых лап, когда тебя бедняжку ЦАП!!!
Что такое волк, вы должны помнить на зубок!!!
Козленок: Не волнуйся мамочка будет все в порядке
Знаем мы из сказочки, волк ужасно гадкий!!!
Коза. Ладно, ладно. Я ушла. Помните мои слова!!!! (уходит)
Козленок: (потирая ладошки) Всё, мамулечка ушла!!! Веселись, ребятня!!!!
ТАНЕЦ «КОЗЛЯТ» муз А. Рыбникова
(Появляется волк, козлята разбегаются)
Волк: На ярмарке гостей
ждет много новостей.
Товаров тут не счесть -
Хватай, коль деньги есть!
Коза: Убери, убери
Лапы грязные твои
вот нахал, вот нахал -
Так и рвётся на скандал!
Не хозяйничай здесь,
Лучше на рожон не лезь.
Поумерь свою прыть
Коль не хочешь битым быть!
Волк:
Эх! Надоело всех пугать
Ну, какой с меня здесь толк
Я же просто серый волк
Не хочу один я жить
Где б мне Маму раздобыть?
Маму я себе найду, у козляток уведу!
(Волк хватает козу и уводит)
Козлята выбегают на середину зала
1 Козленок: Что же делать? Как же быть?
Как без мамы будем жить?
2 Козленок: Утром кто разбудит? Нежно приголубит?
3 Козленок: Кто теплом согреет? Кто нас пожалеет?
4 Козленок: Мы не будем раскисать -нужно маму поискать!
5 Козленок: Дружно мы пойдем по свету, обойдем мы всю планету
6 Козленок: Маму милую найдем,в дом любимый приведем
(Козлята идут по кругу, подходят к дому белочек.
Козленок: Тук-тук-тук, стучат козлятки,
Мы хорошие ребятки!
Помогите нам в беде
Ищем маму мы везде!
Белка: Вы откуда и куда?
Козленок: Нам без мамы очень худо
И любила нас она, и кормила нас она.
Белка: Да-да-да,
Жить без мамы нелегко!
Маму надо любить
Можно танец ей подарить
Танец белочек «Рыжая Осень» муз. С. Соснина
Козленок: В доме весело у вас,
Но настал прощанья час.
(Козлята идут по залу, подходят к озеру)
Козленок: Тук-тук-тук, стучат козлятки,
Мы хорошие ребятки!
Помогите нам в беде
Ищем маму мы везде!
Лягушка: Ква-ква-ква, зайдите в дом
Вместе станцуем и споем
Танец лягушек. «Ква-ква» муз А. Варламова
Козленок: В доме весело у вас, Но настал прощанья час.
Лягушка: Рядом здесь живет овечка,
Моя лучшая соседка! Ква-ква-ква.
Вы к ней пройдите
У нее еще спросите.
(Козлята подходят в дому овечки)
Козленок: Тук-тук-тук, стучат козлятки,
Мы хорошие ребятки!
Помогите нам в беде
Ищем маму мы везде!
Овечка: Не плачьте, не грустите!
Маму вы не здесь ищите!...........
А пока – зайдите в дом,
Вместе песню мы споем.
Песня про маму «Милая мамочка» муз О. Волох
Козленок: В доме весело у вас,
Но настал прощанья час.
(Козлята идут , подходят к домику ежиков)
Козленок: Тук-тук-тук, стучат козлятки,
Мы хорошие ребятки!
Помогите нам в беде
Ищем маму мы везде!
Ежик: да-да-да, жить без мамы не легко
Ну а мы, всемером, очень дружно живем
«Танец ежиков» муз. А. Варламова
ежик: За оврагом волчий дом,
Поищите маму в нем.
(Козлята идут по кругу, выходит волк.)
Волк: Не отдам я вам козу,
Будет жить со мной в лесу.
Я ее сыночком буду,
Стану с ней гулять повсюду.
Уходили бы достойно,
Не мешали б жить спокойно!
4 Козленок: Мы без мамы не уйдем!
5 Козленок: Мы без мамы пропадем!
6 Козленок: Бить копытцами начнем!
7 Козленок: В порошок тебя сотрем!
Танец –драка с волком
Во время драки выходят ежик, овечка, лягушка и белка
( в конце волк прячется за маму)
Коза: Дети, дети подождите
Сильно волка не топчите.
Волк: Вот какая мама, золотая прямо!
Овечка: Волк, какой же ты упрямый,
Отпусти к козлятам маму!
Ежик: Ты спятил, серый, что за манеры!
Волк: Если маму вам отдам,
Что же буду делать сам!
Коза: Не печалься, не грусти,
Маму к детям отпусти.
Приходи в любое время
Чаем угощу с вареньем.
На козляток не сердись,
Всем соседям улыбнись.
Ведь для каждого козленка,
Лягушонка и цыпленка
Мама быть должна одна.
У козляток мама Я!
Все: Берегите маму дети,
Ведь она одна на свете!
Песня «МАМА»
(муз. Б. Жерара, Т. Попа, сл. Ю. Энтина из к/ф «Мама»)
Занятак – свята "Шырокая Масленіца"
Шырокая Масленіца
Занятак – свята па адукацыйнай вобласці “Дзіця і грамадства”
для выхаванцаў старшай групы.
Мэта: далучэнне выхаванцаў да нацыянальнай культуры.
Праграмны змест: працягваць знаёміць дзяцей з народнымі святамі, стварыць умовы для магчымасці адчуваць прыгажосць беларускага маўлення. Пашыраць слоўнікавы запас, кругагляд. Выхоўваць любоў да роднага краю. Фарміраваць станоўчыя адносіны да народнай творчасці, развіваць творчую актыўнасць і індывідуальныя здольнасці дзяцей.
Матэрыял і абсталяванне: пудзіла Масленіцы, санкі, кошыкі папяровыя, 2 венікі з галля, папяровыя макеты крэпасцей,снежкі з белай паперы, гульнёвая карусель(абруч з рознакаляровымі стушкамі), качарга, мяшэчак з фасоляй, 2 мяшэчка, папоўненыя сінтыпонам, канат, бразготкі.
Ход занятку:
Гучыць вясёлая беларуская музыка. У залу, прытанцоўваючы, забягаюць дзеці, выконваюць некалькі танцавальных рухаў. Заходзіць выхавацель у нацыянальнай вопратцы.
Выхавацель:
Добрага дня вам, народ чэсны.
Благаславі, божа, на ўзгорачак стаці,
Масленіцу прывітаці.
Масленіцу прывітаці, зіму замыкаці,
Зіму замыкаці, вясну адмыкаці.
Выхавацель да дзяцей:
- Народ чэсны, а што гэта такое – Масленіца? (адказы дзяцей) А для чаго гэта свята прыдумалі? (каб праводзіць зіму і весела сустракаць вясну)
- Якія яшчэ народныя святы вы ведаеце? (адказы дзяцей)
В: Так, багата святаў у нашага беларускага народа. І ўсе яны цікавыя і мы іх весела святкавлі ў нашым дзіцячым садзе. Нашы прадзеды ў далёкія мінулыя часы прыдумалі гэтае свята – Масленіца. Хоць мы і любім зіму,яна дала нам многа снегу і радасці, але Масленіца – гэта па-добраму раставанне з зімой і сустрэча вясны.
Выходзіць наперад хлопчык:
Барыня Масленіца да нас у двор заязджае,
Добры люд на свята заклікае.
А мы яе, вясёлу, сустракаем,
А мы яе, шыроку, прывітаем.
Пад музыку і прывітальныя крыкі двое дзяцей цягнуць на санках пудзіла Масленіцы да цэнтра.
Хлопчык:
Наша Масленіца гадавая,
Яна госцейка дарагая.
Яна пехатою не ходзіць,
Усё на саначках раз’язджае.
В: Сімвалам свята Маслніцы заўсёды быў блін, таму што ён подобны да сонца. І блін да пудзіла Масленіцы прывозілі, прыгаючы верхам на качарзе.
(Вакол пудзіла скача на качарзе хлопчык і маша бліном).
Хлопчык:
Масленіца, прыходзь да нас!
Вясёлая, прыходзь да нас!
З сырам, маслам, пірагамі,
Караваем і блінамі.
(кладзе перад пудзілам блін)
В: Станавіцеся ў карагод. Праспяваем жа ўхваленне Масленіцы.
Дзеці становяцца ў карагод і спяваюць:
Як мы Масленіцу сустракалі,
Мы сыр с маслам пачыналі,
Мы блінамі гару высцілалі,
Зверху маслам палівалі.
Як на гарэ снягі сыплюць,
А нас мамачкі дамоў клічуць,
А нам дамоў не хаціцца,
Хочам у санках павазіцца.
В: Ухваленне Масленіцы праспявалі. А пасля ўхвалення масленіцы рабятня, молодзь і дарослыя пачыналі святочныя гулі – спявалі, танцавалі, каталіся з гары на санках, на каруселях, гушкаліся на арэлях як мага вышэй, каб добры быў ураджай. І мы будзем рабіць тое ж.
Выходзіць дзяўчынка:
Мы, дзяўчаты завадныя,
Нас не трэба папракаць.
Ну, пакажам, мы, дзяўчаты,
Як умеем мы скакаць.
2-ая дзяўчынка:
Рукі ў бокі, рукі ў бокі,
Ногі самі йдуць у скокі.
Беражыце, хлопцы, ножкі.
Ну, бабуля, грай у лыжкі. (падае бабулі – выхавацелю лыжкі)
Танец “Полька”
В: Усе мы рады таму, што холад адступае, настае вясна і становіцца цяплей. З выраю хутка вернуцца пералётныя птушкі. А многія птушкі зімавалі разам з намі і мы ім дапамагалі. Сыпалі ў кармушкі зерне.
Час настаў пагуляць у гульню “Птушкі”.
Водзячы пытае: Дзеці – птушкі адказваюць:
- Птушкі, птушкі, дзе былі? ………… - У вёсцы!
- Каго бачылі? ………………………… - Дзеда.
- Што ён рабіў? ………………………… - Зерне ў мяшку насіў.
- А мех дзіравы? ……………………….- Дзіравы, што сабраў, па дарозе птушкам раскідаў.
Пад музыку дзеці – птушкі сабіраюць рассыпаную па падлозе фасолю ў самаробныя папяровыя кошыкі.
Хлопчык:
Слаўна пагулялі ,
Добра паскакалі,
Вы, паслухайце, дзяўчаты
Як спяваем мы прыпеўкі.
Прыпеўкі (па выбару выхавацеля)
В: На Масленіцу моладзь абавязкова гуляла ў масленічную гульню “Штурм снежнай крэпасці”.
Хлопчык:
- Добра зімачка нас пацешыла,
Многа снегу на страху навешала.
Хлопцы і дзяўчаты, разгуляемся,
І з зімачкай развітаемся.
/У гульне прымаюць удзел 2 каманды. 2 крэпасці, размешчаны на адлегласці адна ад другой. Кожная каманда стараецца заваяваць крэпасць саперніка. Штурмуе яе снежкамі,зробленымі з паперы. Каля кожнай крэпасці адзін гаспадар –ахоўнік стараецца адбіць снежкі мятлой або венікам з галля/.
В: Прадаўжаем мы вяселле,
Дружна ўсе на каруселі.
(Дзеці бяруць у рукі карусельныя стужкі.)
Пад характэрную музыку ідуць па кругу рознымі рытмічнымі крокамі – адцягваючы ўперад насочак, бег на дыбачках, падскокі, высока паднімаючы калені, бакавым галопам, прамым галопам,зноў адцягваючы насочак.
Дзяўчынка:
У нас хлопцы малайцы,
І дзяўчаты малайцы.
Колькі жартаў, колькі смеху,
Добрым людзям на пацеху.
Танец “Кадрыля”
В: Вяселле прадаўжаецца . Чаго-чаго, а жартаў і смеху на Масленіцу было хоць адбаўляй. Не абыходзілася свята без спаборніцтва – хто дужэйшы, смялейшы і лаўчэйшы.
Спаборніцтва “Перацягванне каната”.
В: А зараз гульня для дужых хлопцаў - спаборніцтва “На ледзяным валу”.
Раней на свята на ледзяным валу сустракаліся 2 хлопцы з мяшкамі, напоўненымі снегам і стараліся ўдарам мяшка па плячу збіць адзін другога з ледзянога вала.
(2 хлопцы ідуць насустрач адзін другому па канату і стараюцца ўдарам мяшка з сінтыпонам па плячу таварыша скінуць яго з каната).
В: Пагуляла Масленіца, ды ўжо хопіць,
Хай жа яна на нас злосці не копіць.
Хопіць зімачцы ўжо зямельку студзіць,
Вясне месцейка трэба саступіць.
Паклічам жа веснавое сонейка.
Дзеці гучна клічуць: Сонейка, павярніся,
Вясна, у дарогу сабярыся!
В: Раней людзі лічылі, калі на Масленіцу гучна пабразгаць, пакрычаць, то ўсё ліха і зло ўцячэ. Зараз мы засвішчам, закрычым, застукаем, каб адпужаць ад нас усе хваробы. (Дзеці ідуць вакол пудзіла - Масленіцы з крыкам, лямантам, бразготкамі.)
В: У канцы свята дарослыя Масленіцу спальвалі, як сімвал таго, што ўжо зіма скончылася і прыйшло цяпло.
(2 хлопцы вывозяць пудзіла - Масленіцу за дзверы).
В: На Масленіцу абавязкова частаваліся блінамі, і перад тым, як есці, жадалі адзін другому шчасця, здароўя і прасілі прабачэння, папрасіце і вы. ( дзеці абдымаюць адзін другога і просяць прабачэння). І дома не забудзьце папрасіць прабачэння ў мамы, таты, бабулі, дзядулі.
Гульня “Блінныя прымаўкі”
Выхавацель: Дзеці дапаўняюць:
Круглы, як сонца – ………………… гарачы як печка;
Блін – сімвал сонца – …………….... хай грэе бясконца;
Блін – ………………………………. добра, як не адзін;
Блін не клін - ……………………… жывата не порціць.
Гучыць музыка. У гэты час уваходзіць Ямеля (хлопчык), цягне на санках міску з блінамі.
Ямеля:
- Падыходзьце! Налятайце!
Бліны масленічныя купляйце!
Мёдам, маслам палівайце.
(Дзеці “купляюць” бліны за прымаўкі).
Гучыць заліхвацкая музыка.
ЛІТАРАТУРА:
- Вучэбная прграма дошкольнай адукацыі. – Мінск:НІА,2012.
- Дубініна, Д.М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапам. Для педагогаў устаноў дашк. Адукацыі / Д.М.Дубініна, А.А.Страха, Д.у. Дубінін. – Мазыр: Белы Вецер, 2014.
- Старжынская,Н.С. Заняткі па развіццю маўлення і маўленчых зносін у дзіцячым садзе: дапам. Для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з бел. мовай навучання / Н.С.Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. Ін-т адукацыі, 2008.
Занятие по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зелёный..."
У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ
Конспект по образовательной области «Элементарные математические представления» для детей старшей группы (с 5 до 6 лет) по сказкам А. С. Пушкина
Цель: формирование интереса к математической стороне окружающей действительности, к математике через восприятие произведений художественной литературы.
Задачи: продолжать формирование интеллектуальных и практических умений воспитанников; формировать элементарные представления о количестве и счете, геометрических фигурах, пространственных и временных ориентировках; способствовать развитию речи, умению аргументировать свои действия; содействовать воспитанию творческой активности, формированию потребности в приобретении знаний по ЭМП; воспитывать интерес к математике через восприятие произведений А. С. Пушкина.
Материал и оборудование: ларец с цифрами, иллюстрации по сказкам А.С. Пушкина, схемы с изображением мешочков (для состава числа), набор цифр, картонная фигурка петушка, набор геометрических фигур, бумажные кораблики, условные мерки, дорожки из цветного скотча на полу, карточки с изображением частей корыта, карточки с символическим изображением времен года, бумажные фонарики с наклеенными геометрическими фигурами различного цвета и величины, фонограмма русской народной песни «Ах, вы, сени мои сени», заранее записанные фонограммы отрывков из сказок А. С. Пушкина, фонограмма «Первое чудо» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Оформление группы: иллюстрации по сказкам, портрет А.С. Пушкина, на полу импровизированный остров – бумажный макет, дорожки из цветного скотча на полу, на них – бумажные цветные кораблики.
Ход занятия:
В. – Сегодня наше занятие будет не обычное, а сказочное и даже волшебное и помогут нам в этом сказки А.С Пушкина. Какие сказки Пушкина мы читали? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане », «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
(Воспитатель демонстрирует воспитанникам изображение дуба, под дубом кот на цепи).
Звучит фонограмма:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В: Вот мы с вами и очутились в сказке.
- Под дубом стоит волшебный ларец, в котором спят заколдованные цифры. Они забыли кто они, кто их соседи.
Мы откроем ларец и расколдуем их (открывается музыкальный ларец, дети вынимают из ларца цифры, называют соседей. Например: «Это – цифра 7, соседи – 6 и 8»)
В: - Молодцы. Цифры расколдовали. Можем отправляться дальше в путешествие по сказкам.
Звучит фонограмма:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(На полу импровизированный остров. К нему наклеены дорожки из цветного скотча, в начале которых находятся бумажные кораблики. Звучит фонограмма «Первое чудо» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Дети берут условные мерки, напоминают правила измерения и измеряют расстояние от корабля до острова. Мерки у детей разные по длине. Дети называют результаты измерения, аргументируют, почему получилось разное количество мерок. Затем перемещают свои кораблики по «водным» дорожкам к берегу острова).
Выставляется иллюстрация с изображением старинного собора, состоящего из геометрических фигур.
Звучит фонограмма:
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей
В: Сложим сказочный собор,
А на нем цветной узор –
Круг, квадрат и треугольник
Ромб, овал, многоугольник.
Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени, мои сени»
(Дети двумя подгруппами выкладывают по образцу изображение дворца из геометрических фигур. Называют фигуры.)
В: - Мы очутились в старинном городе, на сказочном острове. Нас здесь поджидает множество чудес. (Выставляется картина с изображением белки под елкой, лускающей орешки и опускающей их в мешочек).
Звучит фонограмма:
Здесь под ёлкою высокой
Белка песенки поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает
И засыпан двор большой
Золотою скорлупой.
В: А сейчас мы сосчитаем
И про белочку узнаем –
Сколько орешков раскусила
И в мешочек опустила.
(Дети на изображении мешочков выкладывают цифрами варианты состава чисел в пределах 10. Двое детей работают у доски. Дети озвучивают свои варианты, сравнивают. )
Физкультминутка
В: Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас считать,
Сколько орешков покажу –
Стольким детям нужно встать
(варианты: Сколько раз я постучу…
Какую цифру покажу…
Сколько раз рукой махну…)
В: Молодцы! Двигаемся дальше от сказки к сказке. В тридевятое царство,
в тридесятое государство, где живет славный царь Додон.
(Выставляется иллюстрация с изображением мудреца, держащего петушка)
Звучит фонограмма:
Вот мудрец перед Додоном
Встал и вынул из мешка
Золотого петушка
«Посади ты эту птицу –
Молвил он - царю на спицу. »
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
(На листе ватмана - изображение старинного сказочного города. В центре – собор с высокой спицей. По периметру города - крепостная стена. По углам крепостной стены – башни разного цвета. Внутри города и вне - различные объекты. Дети помещают фигурку петушка в центр на спицу. Называют, что петушок видит в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, справа, слева, вверху, вверху, внизу, между, над, под, внутри, вне, за, перед, далеко, )
В: Молодцы. С вашей помощью наш петушок всегда на страже и зорько охраняет границы сказочного государства.
Но не всегда все так хорошо бывает в сказках. Кому-то требуется наша помощь.
Звучит фонограмма:
Вот пошел старик к синему морю. Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, золотая рыбка. Разбранила меня моя старуха , не дает старику мне покоя – надобно ей новое корыто, наше – то совсем раскололось».
(На столах у воспитанников - конверты с изображениями корыта, разрезанными наполовину, на три, на четыре части. Воспитанник выбирает любой вариант, составляет целостное изображение корыта, объясняет свои действия, используя выражения: целое, половина, третья часть, четверть (одна четвертая), две четверти (две четвертых- половина), три четверти (три четвертых), четыре четверти (четыре четвертых - целое).Варианты сравниваются, аргументируются.)
В: Огромное спасибо вам от героев сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». А нам пора в другую сказку.
Звучит фонограмма:
К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец:
«Свет мой, солнышко, ты ходишь,
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой»
В: Аль откажешь мне в ответе,
Сколько месяцев на свете?
(На карточках нарисованы символы четырех времен года: снежинка- зима, зеленый листок – весна, солнце – лето, желтый листок – осень. Дети по очереди вынимают из ларца карточку с символом и называют месяцы соответствующего времени года.)
Наша сказка подходит к концу. Волшебство заканчивается.
Звучит медленная лирическая мелодия из серии «Романтика» (на выбор воспитателя). Дети берут бумажные фонарики с наклеенными геометрическими фигурами, медленно передвигаются по групповой комнате.
Воспитатель (тихим голосом): В синем небе звезды блещут.
В синем море волны хлещут.
Вот уж близко до зари
Гаснут, гаснут фонари.
Погасли красные фонарики, но не круглые.
Погасли желтые фонарики, но не квадратные.
Погасли голубые фонарики, но не с тремя углами.
Погасли зеленые фонарики, не имеющие углов.
Погасли большие фонарики, погасли маленькие фонарики.
(Дети с «погасшими» фонариками приседают )
В: На душе - покой и ласка
Скажем мы «спасибо» сказке.
В: Вы молодцы, дети. И школа будет рада получить таких замечательных учеников.
Литература
Житко И.В «Математический калейдоскоп». Учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения./И.В. Житко. Минск. Национальный институт образования 2012г.
Учебная программа дошкольного образования (Министерство образования Республики Беларусь) Минск. Национальный институт образования 2013г.
Пушкин А.С. «Сказки» (Для чтения взрослым и детям) Золотой фонд всемирной детской литературы./А.С. Пушкин. – М; Клевер – Медиа – Групп 2015г.
Сценарий театрализованного представления «В гостях у Мухи-цокотухи»
«В гостях у Мухи-цокотухи»
Музыкально-театрализованное представление для детей старшей группы
(по мотивам произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха»)
воспитатель высшей категории Юшкевич Нина Степановна
Действующие лица: муха, муравей, тараканы, гусеница, бабочки, жуки, клоп, блошки, пчела, паук, комар.
Материал: шапочки насекомых, компьютер (игрушка), самовар, два телефона, продукты (игрушки), посуда, сапожки (игрушка), макет торта, шляпа, кольцо, букет искусственных цветов, кошелек с долларами (игрушка), гитары (игрушки), диск с записью музыкального сопровождения («Знакомые насекомые» Л. Раздобарина).
Цель: обеспечение эмоционального опыта речевого общения детей в театрально-игровой деятельности.
Задачи:
- развивать у дошкольников умение воспроизводить художественное слово, интонационно передавать диалог действующих лиц, передавать в роли настроение, характер, стремиться к выразительной передаче образа (движение, мимика);
- формировать умение и желание самостоятельно выразительно вести свою роль в спектакле.
- расширять запас новых слов;
- поощрять участие воспитанников в подготовке спектакля;
- обогащать опыт музыкально-эстетическими впечатлениями.
Ход представления:
Участники представления заходят под фонограмму (плюс) «Муха» Л.Раздобариной |
|
Воспитатель: |
Под зелеными кустами, Под душистыми цветами Есть чудесная страна, Но не всем она видна.
Здесь особые жильцы – Удалые молодцы: тараканы, мошки, муравьи и блошки мушки, пчелки и жучки, паучки и червячки
Весь букашечий народ Очень весело живет.
|
Дети - участники представления танцуют веселый танец на выбор воспитателя или музыкального руководителя |
|
Муха (выходит под фонограмму(плюс) «Муха» Л.Раздобариной): |
Я – муха-цокотуха, Позолоченное брюхо Я ходила на базар, Там искала самовар, Но его на рынке нету – Закажу по интернету |
Подбегает к компьютеру, имитирует набор текста на клавиатуре |
|
Выход и мини-танец тараканов с самоваром под вступление к песне Ф. Киркорова «В саду Эдемовом»
|
|
Таракан: |
Здравствуй, Муха-цокотуха, Позолоченное брюхо. Привезли мы ваш заказ И хотим поздравить вас.
|
Второй таракан: |
Полюбуйтесь, вот какой, Весь блестящий, расписной Обойди хоть целый свет – Самовара лучше нет.
|
Муха: |
Ой, и правда, просто класс Отвести не можем глаз
|
Третий таракан: |
Распишись и получай, Пригласи и нас на чай. Трудно в офисе служить, Чаю некогда попить.
|
Муха: |
День рожденья отмечаю, Всех вас в гости приглашаю, Угощу друзей чайком, Приходите вечерком. |
Тараканы уходят. Муха ставит самовар на стол.
|
|
Муха: |
Всем друзьям в свой день рожденья, Разослала приглашенья. И сейчас ко мне нагрянет Вся букашечья семья, Ой, боюсь, не справлюсь я.
Надо другу позвонить И на помощь пригласить.
|
Подходит к телефону, берет трубку, поет под фонограмму-минус «Все хорошо прекрасная Маркиза» из репертуара Л. Утесова:
|
|
|
Алло, алло… Ах, это кто у телефона? Ах, это друг мой муравей. Ты приходи на день рожденья, С тобою будет веселей |
Муравей: поет в телефонную трубку другого телефона |
|
|
Благодарю за приглашенье Я к Вам приду на день рожденья |
Музыка продолжает звучать. Муравей появляется рядом с мухой.
|
|
Муравей:
|
Здравствуйте, подружка муха Что за день: тепло и сухо. Я помочь тебе хотел И на пчелке прилетел.
|
Муха: |
Ах, мой милый муравей, Ты не стой там у дверей. Заходи, пройди к столу, Будешь править на балу. |
Муравей одевает форму официанта, расставляет посуду вместе с мухой.
|
|
Воспитатель: |
Стали гости прибывать, Цокотуху поздравлять. |
Воспитатель объявляет каждого вновь прибывшего гостя. Пример: «Госпожи блошки». Выход и мини-танец блошек (мексиканский танец «Кукарача» (с веерами))
|
|
Блошка: |
Мы подружки блошки Вот тебе сапожки, А сапожки не простые – В них застежки золотые.
|
Вторая блошка: |
И подъем широкий И каблук высокий. Сапоги то как скрипят, Каблуки то как стучат.
|
Третья блошка: |
Будешь ты в свой юбилей Всех красивей и модней. Будешь ты, красавица, Всем нам очень нравиться.
|
Муха: |
Спасибо. (ведет блошек к столу) Сапоги то хороши! Знать подарок от души Проходите, не стесняйтесь, Вкусным чаем угощайтесь. |
Звучит фонограмма (минус) «Гусеница». Выход и мини-танец гусеницы (с платочком).
|
|
Гусеница: |
Здравствуй, муха-цокотуха, Ты сегодня именинница. Я принесла тебе гостинца Сладкий лист капустный Бесконечно вкусный.
|
Муха: |
Спасибо. (ведет гусеницу к столу) Ты садись на табуретку Скушай вкусную конфетку |
Выход и мини-танец пчелы. Моцарт. Симфония № 40
|
|
Пчела:
|
Я соседка пчела, Тебе мёду принесла. Всё летала и летала, Мёд цветочный собирала Ах, какой он чистый, Свежий и душистый
|
Муха: |
Спасибо. В кресло мягкое садитесь, Апельсином угоститесь. |
Выход и мини-танец бабочек. Ф. Шопен Вальс № 10
|
|
Первая бабочка: |
Мы порхали по лугам. Прилетели в гости к вам. Принесли тебе цветы Небывалой красоты.
|
Вторая бабочка: |
Клевер, маки и ромашки. Одуванчики и кашки. Вот возьми и сразу Помести их в вазу.
|
Муха: |
Спасибо. Вы садитесь на диваны. Привезли из Эквадора Вам превкусные бананы (подает бабочкам бананы) |
Выход и мини-танец жуков (фонограмма «Насекомые»)
|
|
Первый жук: |
Мы – жуки рогатые, Мужики богатые, Целый день мы хлопотали Все подарки выбирали.
|
Второй жук: |
Я хочу всех удивить – Тебе доллар подарить (достает из пухлого кошелька доллар) Ты обновы покупай И свой бизнес открывай.
|
Третий жук: |
И я поздравлю, наконец И дарю тебе ларец. Ты открой и посмотри, Ждет тебя сюрприз внутри. Шляпа тут с широким бантом А еще кольцо с брильянтом
|
Муха: |
Вот спасибо, удивили Так богато одарили (примеряет шляпу перед зеркалом)
|
Муравей: |
(ведет жуков к столу) Вы садитесь у куста На почетные места Вам на праздничный обед Приготовлен винегрет
|
Звучит «Лезгинка». Выход и мини-танец клопа и кузнечиков.
|
|
Клоп: |
Я веселый клоп-клоп Сапогами топ-топ Не забыли про меня? Где веселье, там и я.
|
Первый кузнечик: |
Мы кузнечики. Встречайте. И за стол нас приглашайте. Мы так долго собирались Умывались, наряжались.
|
Второй кузнечик: |
Забрались на старый пень И трудились целый день. Вкусный тортик испекли И в подарок принесли.
|
Муха: |
Спасибо. Вы на лавочку садитесь Чаем с мятой угоститесь И для вас тут на столе есть салатик оливье. |
Приходят тараканы с гитарами. Имитируют исполнение серенады под фонограмму «Песня маленького итальянского виноградаря «Mi corason». Муха танцует. Муравей приглашает тараканов за стол.
Звучит тихая музыка.
|
|
Тост:
Реплики за столом: |
Все мы муху уважаем, С днем рожденья поздравляем. Будь всегда такой красивой И веселой и счастливой
Вкусным чаем угощайся. Вон веселые букашки Выпивают по три чашки.
|
|
Мне тот вкусный огурец.
|
Муха: |
Блюда вкусные откушай Вот икра, креветки, суши |
Муравей: |
Все пируем и пируем, Может что - ни будь станцуем? |
Гости встают. И тут появляется паук под тревожную музыку исполняя характерные движения (фонограмма «Паук» из мюзикла «Муха-цокотуха» А. Климец)
|
|
Паук:
(машет веревкой)
(бежит к столам) |
Ну-ка дайте мне дорогу! У меня претензий много! (гости прячутся под стол. Слышится мелкое дребезжание посуды)
Ждал напрасно приглашенья Я на Мухин день рожденья. Не пришла, не позвонила И на бал не пригласила. Очень это мне обидно. (обращается к мухе) А тебе должно быть стыдно (дразнит, разводит руками) Приглашенные сидя-я-т Что-то вкусное едя-я-т
Все отсюда убирайтесь! С цокотухой попрощайтесь! Не шучу! И не прощу! Вмиг верёвкою скручу.
Ага! Паука все испугались И по щелям разбежались
|
Муха (грозно): |
Плакать и рыдать не стану. Позовите мне охрану |
Выскакивает комар.
|
|
Комар: |
Где паук тут, где злодей? Не боюсь его когтей! |
Муха комару пальцем показывает на дверь.
|
|
Муха: |
Нарушителя возьмите И за двери уведите! |
Мини-танец комара вокруг паука (Loco-Loco Mosquito (москито-паразито)). Комар берет паука под руку, пробует вывести. Паук кланяется, прикладывая руку к груди.
|
|
Паук: |
Ах, простите, ах, простите И меня вы не казните.
|
Комар: |
Не поверю не проси, Паутиной не тряси
|
Паук: |
Вы не верите напрасно, Знаю, злым бывать опасно. Лучше к мухе добрым быть И со всеми дружно жить.
|
Муха: |
Ладно уж, прощаю. Дайте ему чаю.
|
Комар: |
Ну, букашки и козявки! Вылезайте из-под лавки. Я беду предотвратил, Муху я освободил. Будем вместе, мошкара, Веселится до утра. |
Все участники представления танцуют зажигательный танец под фонограмму «Моль - ядовитая букашка» (детская песня). |