Советы дефектолога
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушением звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
- Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае навык не закрепляется. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, что бы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз. Удержание артикуляционной позы выполняется по 5-7 секунд.
- В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
- Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
- В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
- Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названием артикуляционных органов. Такое знакомство лучше произвести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
- Все упражнения должны выполняться точно и правильно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
- Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
- Позевывание.
- Глотание капелек воды, слюны.
- Полоскание.
- Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
- Покашливание.
Упражнения для нижней челюсти.
- Открывание и раскрывание рта.
- Жевательные движения.
- Движение нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
- Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
- Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ и языка.
«Улыбка» - улыбнуться, зубы разомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Заборчик» - улыбнуться , зубы сомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Трубочка» - рот приоткрыт, боковые края языка загнуты вверх. Язык приобретает форму трубочки. Можно слегка придерживать «трубочку» верхними зубами.
«Бублик» - сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Лопатка» -открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Чашечка» - широко раскрыть рот, вытянуть широкий язык вперёд и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Часики» - улыбнуться, вытянуть язык вперёд, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
«Качели» - широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10раз.
«Вкусное варенье» - рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз (не из стороны в сторону!), нижней губой не помогать.
«Иголочка» - (суживание и заострение языка) открыть рот, узкий язык вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Индюк» - открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд – назад, произнося бл – бл – бл. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
«Горка» - широко открыть рот. Упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Маляр» - открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по нёбу вперёд – назад, начиная от верхних резцов до мягкого нёба. Повторить 5-10 раз.
«Грибочек» - улыбнуться, присосать язык нёбу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Гармошка» - улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Прикрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
«Наказать непослушный язычок» - рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпать его губами, произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, затем снова пошлёпать губами. Повторить каждое движение 7 раз.
«Почистим зубки» - открыть рот, широким кончиком языка упереться в нижние зубы изнутри, производить движения языком по нижним зубам изнутри снизу вверх. Повторить 5-10раз.
«Лошадка» - улыбнуться, щелкать язычком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10раз.
«Барабанщик» - приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук [Д]. Повторить 10-15 раз.
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани
(выполняются с закрытым ртом).
- Опускание головы вниз.
- Запрокидывание головы назад.
- Поворот головы вправо-влево.
- Наклоны головы вправо-влево.
- Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
- Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани. В русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка-это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Если ребенок не говорит.
Довольно часто наблюдается задержка речевого развития у малышей, хотя они здоровы, нет нарушений слуха и повреждения центральной нервной системы. Если ваш ребенок не начал вовремя говорить, достаточно ли вы разговариваете со своим ребенком?
Если да, то просто ли вы говорите с ним? Не «сюсюкаете» ли вы или другие близкие, ухаживая за ребенком.
Стимулируйте речь ребенка. Ребенок учится говорить слоги, подражая движениям губ, языка, щек. Шутя обучайте ребенка артикуляционным движениям, которые в будущем послужат базой для правильных звуков.
- открывать и закрывать широко рот;
- вытягивать губы в улыбку и трубочку;
- язычок вперед, назад (широкий) – кошка лакает молоко;
- слизывание широким язычком «варенье с верхней губы»;
- язычок вправо-влево «часики»;
- щелкать язычком «лошадка»;
- выработать сильную воздушную струю на середине языка сдувать ватку с носа широким языком.
Необходимо развивать у ребенка мелкую моторику пальцев, так как это способствует растормаживанию работы моторных речевых отделов головного мозга, где представлены рядом рука и орган артикуляции.
Развивая руку, вы помогаете ребенку учиться говорить.
Пальчиковая гимнастика:
- играем на «пианино»;
- разгибание пальчиков из кулачка по одному;
- пальчики здороваются с большим пальцем;
Работа с мелким материалом:
- мозаика кнопочная: пшено, рисовые зерна (составить узор);
- нанизывание бусинок на шнурок и снятие по одной;
- шнуровка;
- рвать бумагу на мелкие кусочки;
- рисование, раскрашивание, обводка трафаретов;
- работа с пластилином.
Запомните!!!
Нарушение речи ребенка приносит ему огорчение. Речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются. Для речевых нарушений характерно несоответствие речи возрасту ребенка.
В школе недостатки речи отражаются на успеваемости. Своевременно обращайтесь к логопеду при дефектах речи.
Роль взрослых в развитии речи детей
В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной (диологической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Процесс овладения речью далеко не прост. Что бы освоить его ребенку нужно.
- Овладеть своим речедвигательным аппаратом. То есть «включить» те мышцы, которые участвуют в процессе говорения и научиться управлять ими. Вначале эти мышцы не послушны, и ребенку очень сложно начать произносить звуки родного языка. С возрастом он начинает говорить все чище и свободнее.
- Развить фонематический слух. Научиться из сплошного потока речи окружающих выделять отдельные слова и части слов. Учитывая то, что речь окружающих не всегда бывает четкой и правильной, для ребенка это далеко не тривиально.
- Научиться понимать речь взрослых, накопить пассивный словарь. То есть «выучить» значение множества слов языка.
- Захотеть общаться со взрослыми. Любое обучение невозможно без мотивации. Часто дети, которым по каким-то причинам общаться не
так уж нужно или не интересно, позже начинают говорить. Если ребенок замкнут, ему может быть не так уж интересно общаться с окружающими. Тревожный ребенок может молчать от страха, неуверенности, или в незнакомой обстановке.
- Развивать активную речь. Начать говорить и тренировать эту способность.
- Работать над мелкой моторикой. Это важно, так как учеными давно было установлено, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон мозга, а так же положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка.
Развитие речи ребенка.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения» родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. Соблюдайте несколько простых правил в общении с ребенком, и процесс овладения речью значительно ускорится и качество улучшится.
- Не угадывайте мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответа.
- Разговаривайте со своим ребенком. Разговаривайте с ним, а не возле него. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте его отвечать на вопросы, а не отвечайте за него. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте ему вопросы. Пусть ребенок рассуждает. Дети в этом возрасте мыслят вслух. То есть, Вы легко можете проследить, как мыслит ваш малыш.
- Учите ребенка говорить предложениями. Сначала ребенок осваивает слова, затем словосочетания, а потом предложения. Помогите ему пройти все эти этапы усвоения речи. На прогулке, в гостях, и везде.
- Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы видели и слышали с ребенком. Поговорите о том, чего бы хотел увидеть Ваш ребенок завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, что он узнал нового, кого видел, чем занимался.
- Описывайте предмет сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка и рассказывайте об этом предмете.
- Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните, Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все , что Вы говорите, все что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.