Советы дефектолога

Развиваем мелкую моторику

Артикуляционная гимнастика

  Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

     Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушением звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

 

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае навык не закрепляется. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, что бы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз. Удержание артикуляционной позы выполняется по 5-7 секунд.
  2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
  3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
  4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
  5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названием артикуляционных органов. Такое знакомство лучше произвести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
  6. Все упражнения должны выполняться точно и правильно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
  7. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

 

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

  1. Позевывание.
  2. Глотание капелек воды, слюны.
  3. Полоскание.
  4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  5. Покашливание.

Упражнения для нижней челюсти.

 

  1. Открывание и раскрывание рта.
  2. Жевательные движения.
  3. Движение нижней челюсти влево-вправо.

 

Упражнения для щек.

  1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  2. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

 

Упражнения для губ и языка.

 

«Улыбка» - улыбнуться, зубы разомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

 

«Заборчик» - улыбнуться , зубы сомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

 

«Трубочка» - рот приоткрыт, боковые края языка загнуты вверх. Язык приобретает форму трубочки. Можно слегка придерживать «трубочку» верхними зубами.

 

«Бублик» - сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

 

«Лопатка» -открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

 

«Чашечка» - широко раскрыть рот, вытянуть широкий язык вперёд и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

 

«Часики» - улыбнуться, вытянуть язык вперёд, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.

 

«Качели» - широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10раз.

 

«Вкусное варенье» - рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз (не из стороны в сторону!), нижней губой не помогать.

 

«Иголочка» - (суживание и заострение языка) открыть рот, узкий язык вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

 

«Индюк» - открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд – назад, произнося бл – бл – бл. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

 

«Горка» - широко открыть рот. Упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

 

«Маляр» - открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по нёбу вперёд – назад, начиная от верхних резцов до мягкого нёба. Повторить 5-10 раз.

 

«Грибочек» - улыбнуться, присосать язык нёбу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

 

«Гармошка» - улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Прикрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.

 

«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.

 

«Наказать непослушный язычок» - рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпать его губами, произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, затем снова пошлёпать губами. Повторить каждое движение 7 раз.

 

«Почистим зубки» - открыть рот, широким кончиком языка упереться в нижние зубы изнутри, производить движения языком по нижним зубам изнутри снизу вверх. Повторить 5-10раз.

 

«Лошадка» - улыбнуться, щелкать язычком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10раз.

 

«Барабанщик» - приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук [Д]. Повторить 10-15 раз.

 

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

 

(выполняются с закрытым ртом).

  1. Опускание головы вниз.
  2. Запрокидывание головы назад.
  3. Поворот головы вправо-влево.
  4. Наклоны головы вправо-влево.
  5. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
  6. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

     На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани. В русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.

     Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка-это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

свернуть

Если ребенок не говорит.

Довольно часто наблюдается задержка речевого развития у малышей, хотя они здоровы, нет нарушений слуха и повреждения центральной нервной системы. Если ваш ребенок не начал вовремя говорить, достаточно ли вы разговариваете со своим ребенком?

     Если да, то просто ли вы говорите с ним? Не «сюсюкаете» ли вы или другие близкие, ухаживая за ребенком.

     Стимулируйте речь ребенка. Ребенок учится говорить слоги, подражая движениям губ, языка, щек. Шутя обучайте ребенка артикуляционным движениям, которые в будущем послужат базой для правильных звуков.

 - открывать и закрывать широко рот;

  - вытягивать губы в улыбку и трубочку;

 - язычок вперед, назад (широкий) – кошка лакает молоко;

 - слизывание широким язычком «варенье с верхней губы»;

 - язычок вправо-влево «часики»;

 - щелкать язычком «лошадка»;

 - выработать сильную воздушную струю на середине языка сдувать ватку с носа широким языком.

     Необходимо развивать у ребенка мелкую моторику пальцев, так как это способствует растормаживанию работы моторных речевых отделов головного мозга, где представлены рядом рука и орган артикуляции.

     Развивая руку, вы помогаете ребенку учиться говорить.

Пальчиковая гимнастика:

- играем на «пианино»;

 - разгибание пальчиков из кулачка по одному;

 - пальчики здороваются с большим пальцем;

Работа с мелким материалом:

 - мозаика кнопочная: пшено, рисовые зерна (составить узор);

 - нанизывание бусинок на шнурок и снятие по одной;

 - шнуровка;

 - рвать бумагу на мелкие кусочки;

 - рисование, раскрашивание, обводка трафаретов;

 - работа с пластилином.

Запомните!!!

     Нарушение речи ребенка приносит ему огорчение. Речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются. Для речевых нарушений характерно несоответствие речи возрасту ребенка.

     В школе недостатки речи отражаются на успеваемости. Своевременно обращайтесь к логопеду при дефектах речи.

свернуть

Роль взрослых в развитии речи детей

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной (диологической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Процесс овладения речью далеко не прост. Что бы освоить его ребенку нужно.

  1. Овладеть своим речедвигательным аппаратом. То есть «включить» те мышцы, которые участвуют в процессе говорения и научиться управлять ими. Вначале эти мышцы не послушны, и ребенку очень сложно начать произносить звуки родного языка. С возрастом он начинает говорить все чище и свободнее.
  2. Развить фонематический слух. Научиться из сплошного потока речи окружающих выделять отдельные слова и части слов. Учитывая то, что речь окружающих не всегда бывает четкой и правильной, для ребенка это далеко не тривиально.
  3. Научиться понимать речь взрослых, накопить пассивный словарь. То есть «выучить» значение множества слов языка.
  4. Захотеть общаться со взрослыми. Любое обучение невозможно без мотивации. Часто дети, которым по каким-то причинам общаться не

 так уж нужно или не интересно, позже начинают говорить. Если ребенок замкнут, ему может быть не так уж интересно общаться с окружающими. Тревожный ребенок может молчать от страха, неуверенности, или в незнакомой обстановке.

  1. Развивать активную речь. Начать говорить и тренировать эту способность.
  2. Работать над мелкой моторикой. Это важно, так как учеными давно было установлено, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон мозга, а так же положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка.

 

Развитие речи ребенка.

     Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения» родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. Соблюдайте несколько простых правил в общении с ребенком, и процесс овладения речью значительно ускорится и качество улучшится.

 

  1. Не угадывайте мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответа.
  2. Разговаривайте со своим ребенком. Разговаривайте с ним, а не возле него. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте его отвечать на вопросы, а не отвечайте за него. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте ему вопросы. Пусть ребенок рассуждает. Дети в этом возрасте мыслят вслух. То есть, Вы легко можете проследить, как мыслит ваш малыш. 
  3. Учите ребенка говорить предложениями. Сначала ребенок осваивает слова, затем словосочетания, а потом предложения. Помогите ему пройти все эти этапы усвоения речи. На прогулке, в гостях, и везде.
  4. Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы видели и слышали с ребенком. Поговорите о том, чего бы хотел увидеть Ваш ребенок завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, что он узнал нового, кого видел, чем занимался.
  5. Описывайте предмет сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка и рассказывайте об этом предмете.
  6. Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните, Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все , что Вы говорите, все что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.
свернуть
поделиться в: