В помощь педагогам и специалистам

Практическое занятие «Психологические особенности детей, воспитывающихся родителями, склонными к злоупотреблению алкоголем»

Цель: способствовать переосмыслению родителями образа жизни, развитие их мотивации на избавление от зависимости.

План занятия:

Вступление

Тема. Знакомство. Упражнение «Имя и качество»

Совместная выработка правил работы группы.

Основная часть

Упражнение «Семья»

Упражнение «Мои родители»

Упражнение «Рассуждение»

Выступление педагога-психолога

Упражнение «Зависимость»

Упражнение «Шаги решения проблемы»

Заключение

Рефлексия

Прощание. Упражнение «Пожелания по кругу»

Упражнение «Имя и качество» по кругу каждому родителю предлагается назвать свое имя и качество, присущее ему (желательно, чтобы оба слова начинались на одну букву).

Далее предлагается озвучить состав своей семьи, причины семейного неблагополучия (причины признания в СОП, причины отобрания детей из семьи и т.д.)

Упражнение «Семья» предлагается продолжить предложение «Семья – это…», озвучить свои ассоциации.

Педагог-психолог обобщает (н-р, семья является важной частью нашей жизни, именно в семье закладываются основные жизненные принципы, формируются навыки, закладываются моральные качества и ценности, отношения к миру и окружающим, здоровье и личностные качества детей и т.д.)

Упражнение «Мои родители» участникам предлагается вспомнить свое детство и родителей, охарактеризовать их, рассказать, что позитивное и негативное перенесли в свою семью, присутствовал ли алкоголь в жизни родителей, дать оценку семейной ситуации…

Упражнение «Рассуждение» родителям предлагается поразмышлять над тем, как сказывается употребление алкоголя родителем (обоими родителями) на остальных членов семьи, в частности на детей?

Педагог-психолог озвучивает о проблемах и переживаниях, психологических особенностях детей, растущих в семье, где родители злоупотребляют алкоголем, о последствиях аморального образа жизни родителей на детей в их взрослой жизни, раскрывает понятие «синдром взрослых алкоголиков» и т.д.

Упражнение «Зависимость» позволяет прочувствовать последствия, к которым приводит злоупотребление алкоголем. Необходимо соблюдать осторожность при проведении данного упражнения.

Каждому родителю предоставляется 12 карточек (листочки размером 5 на 5 см), предлагается на 4-х карточках написать по одному названию любимых блюд, еще на 4-х – любимые занятия или увлечения, на оставшихся 4-х написать близких, любимых людей. Педагог-психолог участникам предлагает поставить себя на место человека, злоупотребляющего алкоголем, для того чтобы лучше понять, что происходит в его жизни. «Итак, человек выбрал жизнь с алкоголем, но за удовольствие надо платить… и не только деньгами, поэтому я попрошу отдать по одной карточке с любимым блюдом, занятием и близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще три карточки (блюдо, занятие, человек). Затем ведущий сам ходит по кругу и забирает, не глядя, по одной любой карточке у каждого участника, это символизирует то, что зависимый не может контролировать ситуацию, в его жизни возникают потери и утраты, зависимость разрушает его мир.

После окончания упражнения проводится эмоциональная разгрузка, чтобы вывести участников из игровой ситуации. Можно начать со слов «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что произошедшее в игре никогда не коснется вас и ваших близких, никто не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Игра закончилась и всё закончилось вместе с ней… ».

Далее участники делятся пережитыми чувствами.

 Упражнение «Шаги решения проблемы» ведущий спрашивает: «Пришло ли к вам осознание того, что алкоголь — это проблема, препятствующая полноценной жизни, общению с детьми, воспитанию их...?».

Родители делятся на группы (2-3 группы, в зависимости от количества участников). Каждой группе предлагается на ватмане обозначить (написать, изобразить) «шаги», которые необходимо предпринять для избавления от алкогольной зависимости. Затем каждая группа презентует свою работу.

(примерный алгоритм: осознать наличие проблемы; принять решение о необходимости избавиться от зависимости; обратиться к специалистам (врач-нарколог, психиатр); проанализировать круг общения (замена друзей, отказ от асоциального окружения, группа анонимных алкоголиков и т.д.); замена  (в случае отказа от алкоголя, необходимо подобрать ему замену, т.е. продумать иные, конструктивные способы борьбы с жизненными трудностями и неудачами, иные формы проведения семейных праздников, досуга и т.д. – хобби, спорт, упражнения для снятия стресса и борьбы с негативными эмоциями, организация досуга, поддержка близких, обращение внимания на положительные стороны жизни); продумать способы отказа; не провоцировать себя (избегать посещение клубов, баров и т.д.); не отступать от выбранного пути.

В рамках рефлексии участникам предлагается поделиться своими впечатлениями о занятии (чувства, эмоции, мысли, принятые решения, что мешало, что помогало в работе и т.д.).

Упражнение «Пожелания по кругу» участники озвучивают пожелания друг другу, педагог-психолог произносит заключительную речь.

Буклет "Психологические особенности детей, воспитывающихся родителями, склонными к злоупотреблению алкоголем"

свернуть

Обеспечение комплексного коллегиального подхода по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в учреждении образования посредством деятельности совета профилактики

ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района»

Отдел профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства

 

Консультация для педагогов

 «Обеспечение комплексного коллегиального подхода по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в учреждении образования посредством деятельности совета профилактики»

 

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних в учреждении образования осуществляется на основании Конституции Республики Беларусь (ст.22: все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов); ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О правах ребёнка»19 ноября 1993 г. № 2570-XII ( в редакции от 11.05.2016 года) (ст. 8: каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий), (ст. 9: каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей) и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, табачных изделий, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, бродяжничеством, участию в азартных играх, совершению действий, связанных с изготовлением, распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера, а также от привлечения ребенка к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию), (ст. 3: защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты прав и законных интересов детей);  ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 мая 2003 г. № 200-З (в редакции от 18.05.2022 года) (ст.2: основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений); Кодекса об образовании Республики Беларусь (далее-Кодекс).

Учреждения образования, согласно Кодексу, обязаны обеспечивать создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов (п.4.5 ст.19). Обучающиеся в свою очередь, на основании ст.30 Кодекса, имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса (п.1.8 ст.30), получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи (п.1.18 ст.30) со стороны специалистов учреждения образования, а также обязанности, предусмотренные ст.31 Кодекса. В ст. 34 Кодекса, ст.32 Конституции Республики Беларусь закреплены обязанности законных представителей детей-участников образовательного процесса.

Учреждение образования является государственным учреждением, которое в пределах своих компетенций в рамках защиты прав и законных интересов несовершеннолетних проводит работу по выявлению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждению насилия в отношении детей, участвует в выявлении  детей, находящихся в социально опасном положении, проводит индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, реализует комплексную реабилитацию, осуществляет реализацию мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребёнка обстановки в семье и др., а также, на основании ст.13 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 мая 2003 г. № 200-З, создаёт совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее-совет профилактики), порядок деятельности которого определён постановлением Министерства образования от 27 ноября 2017 года № 146 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Методическими рекомендациями по организации деятельности совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утверждёнными заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубаем 31.08.2020 года. Одной из основных задач деятельности совета профилактики является обеспечение комплексного коллегиального подхода по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, которая реализуется при рассмотрении акта обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информации по результатам социального расследования, рассмотрении результатов выполнения мероприятий в отношении детей, признанных находящимися в социально опасном положении, несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, организация индивидуальной профилактической работы учреждения образования с несовершеннолетними, при принятии мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних; осуществлению анализа причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними, обучающимися в учреждении образования, нарушению их прав и законных интересов; координации проводимой в учреждении образования работы по информированию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также их родителей, опекунов (попечителей) о функционирующих в учреждении образования объединениях по интересам, а также об учреждениях дополнительного образования детей и молодежи города (района). На заседание совета профилактики могут приглашаться представители государственных и общественных организаций, педагогические работники других учреждений образования и другие заинтересованные лица в рамках рассматриваемого вопроса. Вопросы, выносимые на заседание совета профилактики рассматриваются коллегиально членами совета профилактики, которые имеют право вносить на рассмотрение вопросы, связанные с совершенствованием работы учреждения образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений, участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на совете профилактики, вносить предложения по ним. Путём голосования принимаются решения двумя третями голосов от состава совета, оговариваются сроки исполнения и лица, ответственные за их исполнение. Результаты заседания совета профилактики оформляются протоколом, который подписывается заместителем председателя совета профилактики и секретарем совета профилактики, утверждается приказом руководителя учреждения образования и является обязательным для исполнения всеми педагогическими и иными работниками учреждения образования, обучающимися. Принятые решения контролируются руководителем учреждения образования.

Использование коллегиального (совместного, не единоличного) подхода в профилактической работе учреждения образования позволяет качественно и всесторонне обсудить вопрос, внести предложения по его решению, либо совершенствованию профилактических мер в обсуждаемом направлении,  принять необходимое решение, предотвращает и исключает ошибки и случайности при его  принятии.

свернуть

Обучающее занятие по теме «Домашняя безопасность»

Использование технологии домашнего визитирования в работе с семьёй, дети в которой признаны находящимися в социально опасном положении

Согласно ст.32 Конституции Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Именно родители (опекуны, попечители)  должны создавать условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Однако в современном мире имеет место искажение подлинного назначения родительства, нарушение функций семьи, недостаточный педагогический потенциал и опыт воспитания детей, низкая образовательная и нравственная культура законных представителей, применение непедагогических методов воспитания в семье. Склонность некоторых законных представителей к употреблению алкогольных напитков, злоупотреблению своими правами, посредственностью и недостаточной ответственностью в создании благоприятных и безопасных условий для жизнедеятельности детей в семье, приводит к признанию несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении. Зачастую к данной категории законных представителей детей раннего и дошкольного возраста относятся молодые родители, родители, которые ранее в своей родительской семье были признаны находящимися в социально опасном положении, родители из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходимы базовые или дополнительные  педагогические и практические знания, умения и навыки по вопросам воспитания и развития детей, удовлетворения их основных жизненных потребностей и создания необходимых условий для их жизнедеятельности. Поэтому в рамках повышения педагогической грамотности законных представителей несовершеннолетних раннего и дошкольного возраста, признанных находящимися в социально опасном положении, помимо традиционных форм работы с родителями, эффективна и актуальна технология домашнего визитирования,  которая позволяет активизировать позицию и ресурсы самого родителя, повышает его педагогическую компетентность в вопросах ухода и воспитания детей, даёт возможность реализовать ему свой родительский потенциал. Особенностью проведения обучающих занятий с использованием технологии домашнего визитирования является предоставление родителям практико-ориентированной платформы в условиях своей же семьи. В процессе работы с родителями в данном направлении, законные представители:

  • получают теоретические и практические навыки ухода и воспитания малолетних детей;
  • закрепляют приобретённые умения и навыки собственными действиями в условиях семьи;
  • расширяют свой воспитательный потенциал, повышают педагогическую культуру;
  • получают дополнительную возможность объективно оценить рекреационные возможности семьи для устранения причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребёнка обстановки в семье.

Обучающие занятия с использованием технологии домашнего визитирования проводятся единично либо циклом занятий по темам: «Домашняя безопасность», «Взаимодействие «родитель-ребёнок», «Здоровье» (приложение ).

Обучающее занятие по теме «Домашняя безопасность» направлено на обучение родителей выявлять угрозы для ребёнка дома и устранять их, акцентирования важность присмотра за ребёнком. В ходе проведения занятия информируем родителей о причинах травмирования детей дома, об опасности привычных бытовых предметов, об уголовной ответственности по ч.2 ст. 159 УК РБ, в рамках диалога обсуждаем с законным представителем о необходимости создания безопасной домашней среды, практически  определяем присутствующие угрозы и их вид в любой комнате (можно с использованием контрольного перечня-см. приложение). В конце занятия можно предложить тематический  буклет («Безопасная домашняя среда», «Безопасность ребёнка дома» и т.д.)

Обучающее занятие по теме «Здоровье» предполагает информирование родителя и беседа с ним о составляющих здоровья родителя и маленького ребёнка, создании благоприятной психологической атмосферы, негативном влиянии употребления алкогольных напитков родителем (родителями), необходимости соблюдения режима дня, сна и отдыха, режима прогулки и т.д., составление примерного режима дня для ребёнка. В конце занятия можно предложить тематический  буклет («Здоровая семья-здоровые дети», «Режим дня и здоровье ребёнка» и т.д.)

Целью обучающего занятия по теме «Взаимодействие «родитель-ребенок» является установление позитивного контакта родителя и ребёнка, научение родителей организовывать деятельность малыша.  При посещении семьи наблюдаем за взаимодействием родителя и ребёнка, уделяя больше внимание негативным действиям. Далее обучаем родителя позитивным навыкам взаимодействия в процессе повседневной деятельности (например, в игре, при приёме пищи, одевании, пробуждении и т. д.), организации данной деятельности, делая упор на необходимость развития ребёнка и позитивный контакт с ним.  Подводим родителя к тому, что позитивное взаимодействие с ребёнком (улыбка, прикосновение, поглаживание, одобрение, заинтересованность), установление контакта с ним даёт платформу для эмоционального, речевого и языкового развития, формирует в дальнейшем у ребёнка социальные навыки, информируем родителя о возрастных особенностях ребёнка, в ходе беседы-диалога оговариваем с родителем имеющиеся в семье модели взаимодействия с малышом (можно с использованием контрольного перечня-см. приложение). В конце занятия можно предложить тематический  буклет («Я-мама сына», «»Я-мам дочки», «Искусство быть отцом» и т.д.)

Интерактивные и практические упражнения обучающих занятий, материалы занятий можно использовать при проведении занятий малыми группами, на родительских собраниях в дошкольных учреждениях образования, для организаций заседаний родительских клубов.

свернуть

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ  В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА Пунктом 4 статьи 20 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.  Заведующий учреждением образования: несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке; принимает меры по созданию для обучающихся и работников безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда; обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Заместитель заведующего по основной деятельности: организует пропаганду и формирование здорового образа жизни обучающихся; обеспечивает создание безопасных и здоровых условий обучения и труда, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Воспитатель дошкольного образования: совместно с медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни; соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности; обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса. Руководитель физического воспитания: обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий; совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни; обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных мероприятий; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных мероприятий; осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю. В должностных обязанностях руководителей учреждений дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении дошкольного образования.  При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям). Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58. Анализ сведений о травмах, полученных воспитанниками в учреждениях дошкольного образования, свидетельствует о том, что в сравнении с 2016 годом их количество увеличилось на 19 единиц. В связи с этим необходимо не только ежегодно рассматривать вопросы состояния травматизма обучающихся и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования на всех заседаниях советов отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, педагогических советов учреждений дошкольного образования, но и анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении дошкольного образования, устранять условия, способствующие их получению, планировать и проводить мероприятия по профилактике детского травматизма. Министерство образования обращает внимание на необходимость организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с учетом Комплекса мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников, Плана мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасности образовательного процесса во исполнение представления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 18 января 2016 г. № 21-06д/6. Педагогические работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается. Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования. Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми. Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. В учреждениях дошкольного образования должно быть обеспечено должное санитарно-техническое состояние здания, помещений, коммуникаций и санитарно-технического оборудования.  На центральном входе в здание устанавливается пост охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения дошкольного образования. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования. Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности. Вход в здание учреждения дошкольного образования посторонних лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей. Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной работе, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций. В учреждении дошкольного образования должен быть организован контроль за пребыванием воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться. В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям). Руководитель учреждения дошкольного образования организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц. Адреса и номера телефонов заведующего учреждением дошкольного образования, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на информационных стендах. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112».  В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3. До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц. Руководитель учреждения дошкольного образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения дошкольного образования, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию. Руководитель учреждения дошкольного образования обязан обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий работниками на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования. Курение (потребление) табачных изделий на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования запрещается. Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования во время пребывания воспитанников. Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников. Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы. Стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу. Не допускается использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря.  Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год. В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников. С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников пешеходные дорожки на территории учреждения дошкольного образования должны быть ровными, без выбоин. Игровые площадки оборудуются многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Песок для наполнения песочниц завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий). Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении должна проводиться смена песка в песочницах. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Не допускается использовать для озеленения территории деревья, кустарники и травы с ядовитыми плодами и колючками. Во время нахождения воспитанников в помещениях учреждения образования необходимо обеспечить максимальное естественное освещение. На подоконниках не должно быть высоких (не выше 15-20 см от подоконника), широколистных цветов. В качестве солнечной защиты могут использоваться раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте. Душевой поддон в туалетных помещениях группы для детей должен оборудоваться поручнями для воспитанников.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ  В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА Пунктом 4 статьи 20 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.  Заведующий учреждением образования: несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке; принимает меры по созданию для обучающихся и работников безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда; обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Заместитель заведующего по основной деятельности: организует пропаганду и формирование здорового образа жизни обучающихся; обеспечивает создание безопасных и здоровых условий обучения и труда, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Воспитатель дошкольного образования: совместно с медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни; соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности; обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса. Руководитель физического воспитания: обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий; совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни; обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных мероприятий; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных мероприятий; осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю. В должностных обязанностях руководителей учреждений дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении дошкольного образования.  При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям). Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58. Анализ сведений о травмах, полученных воспитанниками в учреждениях дошкольного образования, свидетельствует о том, что в сравнении с 2016 годом их количество увеличилось на 19 единиц. В связи с этим необходимо не только ежегодно рассматривать вопросы состояния травматизма обучающихся и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования на всех заседаниях советов отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, педагогических советов учреждений дошкольного образования, но и анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении дошкольного образования, устранять условия, способствующие их получению, планировать и проводить мероприятия по профилактике детского травматизма. Министерство образования обращает внимание на необходимость организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с учетом Комплекса мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников, Плана мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасности образовательного процесса во исполнение представления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 18 января 2016 г. № 21-06д/6. Педагогические работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается. Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования. Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми. Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. В учреждениях дошкольного образования должно быть обеспечено должное санитарно-техническое состояние здания, помещений, коммуникаций и санитарно-технического оборудования.  На центральном входе в здание устанавливается пост охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения дошкольного образования. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования. Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности. Вход в здание учреждения дошкольного образования посторонних лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей. Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной работе, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций. В учреждении дошкольного образования должен быть организован контроль за пребыванием воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться. В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям). Руководитель учреждения дошкольного образования организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц. Адреса и номера телефонов заведующего учреждением дошкольного образования, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на информационных стендах. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112».  В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3. До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц. Руководитель учреждения дошкольного образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения дошкольного образования, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию. Руководитель учреждения дошкольного образования обязан обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий работниками на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования. Курение (потребление) табачных изделий на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования запрещается. Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования во время пребывания воспитанников. Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников. Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы. Стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу. Не допускается использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря.  Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год. В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников. С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников пешеходные дорожки на территории учреждения дошкольного образования должны быть ровными, без выбоин. Игровые площадки оборудуются многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Песок для наполнения песочниц завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий). Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении должна проводиться смена песка в песочницах. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Не допускается использовать для озеленения территории деревья, кустарники и травы с ядовитыми плодами и колючками. Во время нахождения воспитанников в помещениях учреждения образования необходимо обеспечить максимальное естественное освещение. На подоконниках не должно быть высоких (не выше 15-20 см от подоконника), широколистных цветов. В качестве солнечной защиты могут использоваться раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте. Душевой поддон в туалетных помещениях группы для детей должен оборудоваться поручнями для воспитанников.

свернуть

Театрально-игровая деятельность

Памятка для воспитателей "Организация работы по ОБЖ"

Памятка  для воспитателей

 «Организация работы по ОБЖ»

 

«Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский.

 

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее  включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Формы организации деятельности:

  • занятия;
  • заучивание стихотворений;
  • сбор фотоматериалов;
  •  игры – занятия;
  • заучивание правил безопасного поведения;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • театрализованные представления;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • игры - тренинги;
  • просмотр мультфильмов;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • развлечения;
  • досуги;
  • обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • встреча с интересными людьми;
  • участие в различных конкурсах;
  • личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделяеть организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности  с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в УДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

свернуть

Конспект открытого занятия для воспитанников старших групп "Правила движения мы узнали - на дороге внимательными стали"

Программные задачи: закреплять у детей знания Правил дорожного движения; формировать умения применять имеющийся опыт в жизни по Правилам дорожного движения; упражнять в ходьбе, прыжках, беге; повышать двигательную активность детей через проведение эстафет и  подвижных игр по Правилам дорожного движения; развивать ловкость, быстроту, выносливость; воспитывать потребность  быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Предварительная работа: беседа о Правилах дорожного движения, о значении светоотражающих элементах жизни каждого человека, об их видах, приобретение фликеров, коллективная работа (коллаж) «Улица города глазами наших детей», оформление зала, подготовка музыкального репертуара.

Материал и оборудование: воздушные шары по кол-ву детей, флажки, белые пешеходные полоски, модули с изображением дорожных знаков, жезл, эмблемы «светофорики» и «регулировщики», костюмы героев ( светлячок и мышка).

(Дети заходят в зал)

Руководитель физвоспитания: Дорогие ребята, мы живем в красивом городе и проспектами. По ним движется много легковых и грузовых автомобилей, автобусов. И никто не кому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для воспитателей и пешеходов. И вот мы сегодня с вами собрались, чтобы отправиться в путешествие по стране Светофории. Садимся в автомобиль и поехали. (Дети под музыку шагают имитируя движения руля, ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени, боковой галоп, бег, упражнение на дыхание.)

Руководитель физвоспитания: Разный народ живет в стране Светофории:и автомобили, и шофер, и дорожные знаки, и пешеходы. А управляет этой страной Великий Светофор.

(Звучит запись)

На дорогах с давних пор

Я хозяин – Светофор!

Перед вами все цвета

Вам представлю их друзья!

Загорелся красный свет

Стой – вперед дороги нет.

Желтый глаз твердит без слов:

К переходу будь готов.

На зеленый свет вперед!

Путь свободен – Пешеход!

А теперь, ребята, я проверю, как вы усвоили мои правила.

Руководитель физвоспитания: Выходите ребята на разминку. (Песня про светофор) ОРУ с шариками (красный, желтый и зеленый). Молодцы, ребята, Светофор Светофорович, доволен вами!

А давайте расскажем ему, какие дорожные знаки вы знаете?

1-й ребенок:

Пешеход, пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай! Только переход

От машин тебя спасет! (переход)

2-й ребенок:

Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут.

Помощь первую окажут, где лечиться дальше скажут.

(пункт первой мед. помощи)

3-й ребенок:

Коли вам нужна еда, то пожалуйста сюда.

Эй, шофер, внимание!

Скоро пункт питания! (пункт питания)

4-й ребенок

В день рожденья подарили –скоростной велосипед.

Научили, объяснили, ездить там, где знака нет.

(движение на велосипеде, означающий запрет)

5-й ребенок

Остановка, толпиться народ.

Скоро автобус подойдет.

Здесь ждут транспорт городской,

Едут в офис, на дачу, домой.

(место остановки автобуса).

Руководитель физвоспитания: А теперь, не зевайте, автобашню из кубиков с дорожными знаками собирайте. В две команды становись, подравнялись, подтянулись. ( команда светофоров и регулировщиков)

(Возле  каждой команды лежат кубики с наклеенными на них дорожными знаками, по количеству детей. Первый участник берет кубик и бежит до стойки, ставит первый кубик, бежит обратно и передает эстафету следующему участнику и т. д. Перед тем как ставить кубик ребенок называет дорожный знак).

Руководитель физвоспитания: Молодцы, ребята, дорожные знаки знаете хорошо.

(В зал под музыку вбегает Светлячок).

Светлячок:

Я  веселенький жучок по прозванью Светлячок.

Я в лесу дремучем жил, но со всеми добрым был.

Шил одежду для зверей, да еще эмблемы к ней.

Каждый зверь в глуши лесной мечтам с детства о такой.

Было все довольно просто: по одежде шли полоски.

Иль блестящие значки, чтоб было видно издали.

Руководитель физвоспитания: Ребята! Как вы думаете, зачем светлячок шьет такую необычную одежду? Для чего он украшает ее светящимися в темноте элементами? (ответы детей)

Светлячок: Да! Такая одежда делает пешеходов видимыми в темное время суток при попадании света автомобильных фар. А светящиеся элементы  называются светоотражателями или фликерами. Светоотражатель – это наш Ангел – Хранитель на дороге. Ребята, но я потерял свой фонарик, который помогал мне.

Руководитель физвоспитания: Потерял в лесу фонарик Светлячок, обыскал он каждый кустик и сучок. Утомился он, бедняжка, сбился с ног, но нигде найти фонарика не смог. Не придется никогда теперь ему освещать дорогу ночью никому.

(В зал под музыку вбегает мышка. На голове у нее красуется горящий фонарик, она курсирует по залу вдоль и поперек, демонстрируя фонарик Светлячка.)

Мышка: (поет по мотиву песни «Выйду на улицу.») Выйду на улицу, гляну на село, темная ночка, а мне весело. Мышка – красавица гордо идет, и во лбу фонарик по селу несет.

 Руководитель физвоспитания: Мышка! Как ты нехорошо поступаешь, ведь это не твой фонарик!

Мышка: Ну и что! Я хочу, чтобы меня всегда и везде было видно. А то бежишь, бывает, через дорогу  ночью и ничего не видишь, и тебя никто не видит. Вчера же чуть машина меня не задавила. А теперь я видна издалека! (поет снова)

Мышка – красавица гордо идет, и во лбу фонарик по селу несет!

Руководитель физвоспитания: Что ты, Мышка, отдай фонарик Светлячку, а он тебе сошьет такую одежду.

Мышка: Значит мне можно носить такую одежду:

Руководитель физвоспитания: Конечно!

Мышка: Ну ладно, уговорили, только просто так я фонарик не отдам!

Отгадайте мои загадки, да выполните задания, тогда может и подумаю.

Слушайте первую загадку:

Запылал у чудовища изумрудный глаз.

Значит можно улицу перейти сейчас.

( ответ детей - Светофор)

Молодцы, отгадали!

Руководитель физвоспитания: Мышка, наши дети знают интересную игру «Составь светофор» (дети с флажками красного, зеленого и желтого цвета двигаются  под музыку по залу:  ходьба врассыпную, подскоки, бег, по команде  «Светофор» - собираются по тройкам по цвету и поднимают флажки вверх.  2-3 раза).

Мышка: Слушайте еще одну загадку.

Полосатые лошадки

Поперек дорог легли-

Все авто остановились,

Если здесь проходим мы.

(Пешеходный переход)

Мышка: Опять отгадали! А выложить пешеходную дорожку сможете?

Эстафета « Кто быстрее из белых полосок выложит пешеходный переход» (Первый участник берет полоску кладет ее перед собой и перепрыгивает, таким способом двигается до стойки и выкладывает ее на пол, затем бежит обратно и передает эстафету следующему ребенку. Команда выкладывает на полу пешеходный переход.)

Мышка: Какие вы молодцы, быстро и ловко выложили пешеходный переход.

Мышка: Я с ребятами играла и немножко подустала.

Светлячок, ты у нас такой умный, всем кругом помогаешь, а с ребятами поиграть не желаешь?

Светлячок: Знаю я игру одну по правилам движения. Я вопросы задаю, а вы отвечайте по одному!

Игра «С жезлом».

1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)

2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

3. Кто называется «водителем?» (Человек, управляющий транспортным средством.)

4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)

5. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

6. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Т. к. транспортные средства не смогут сразу остановиться.)

7. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)

8. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)

9. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (Надо подо-ждать пока он отъедет.)

10. Можно играть детям около дороги? (Нет)

Светлячок: Молодцы ребята

свернуть

Сценарий праздника по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 

Цель: разучить дорожные знаки, правила дорожного движения; развивать внимание и скоростные качества. Создать у детей бодрое настроение.

Оборудование: конусы, гимнастические палки, круги разного цвета, дорожные знаки, костюмы «Светофоров», дорожка - «зебра».

Ход развлечения:

На стенах висят плакаты с изображением машин, дорожных знаков и лозунгов: «Красный свет – движения нет!», «Осторожно, школа!», «По проезжей части не ходи!».

Под веселую музыку дети заходят в зал (три команды по 5 человек).

1 команда - красный сигнал светофора, 2 команда - желтый сигнал светофора, 3 команда – зеленый сигнал светофора. Остальные дети – болельщики и помощники.

Всем! Всем! Всем!

Хотим решить мы сто проблем.

Правила движения

Знать все должны

Без исключения!

Наш праздник посвящен правилам дорожного движения. Участвуют 3 команды. 

Инструктор:

На дорогах с давних пор, есть хозяин – Светофор!

Перед вами все цвета, вам представить их пора.

Приветствие команд:

1 команда —  Загорелся красный свет:

                        Стой, вперед дороги нет!

2 команда —  Желтый глаз твердит без слов:

                        К переходу будь готов!

3 команда —  На зеленый свет – вперед!

                        Путь свободен. Переход!

Инструктор:   На шумной улице всегда, встречают вас друзья. Что это за друзья?

Под музыку вбегает Шапокляк и стучит себя в грудь: «Я ваш лучший друг!»

Инструктор:   Шапокляк, ты не умеешь себя правильно вести и многим детям показываешь неправильный пример. Ты наверняка не знаешь ни одного дорожного знака.

Шапокляк:   Дети тоже не знают! Не знаете? Вот сейчас мы проверим. У меня в сумочке знаки, которые я по дороге поснимала. Посмотрим, выберите ли вы из них те, которые нужны для пешеходов, а не для водителей.

1 эстафета. «Дорожные знаки»

Три команды выстраиваются у стартовых линий на расстоянии, на столе расположены знаки, нужные для пешехода. Игроки по очереди добегают до стола, выбирают нужный знак и возвращаются обратно в команду. Когда прибежит последний игрок, все дети в команде поднимают знаки вверх.

Инструктор:   Видишь, Шапокляк, наши дети знают дорожные знаки.

Шапокляк:   И я знаю. Например, вот эти палочки (Указывая на пешеходную дорожку «Зебру») нарисованы для того, чтобы играть в шахматы. Переставляешь фигуры с одной черточки на другую.

Инструктор:   Вот и не правильно! Сейчас дети скажут, для чего нужны эти нарисованные палочки на дороге. (Ответы детей). Ответь, нам Шапокляк, кто на дороге самый главный, а его сигнал для всех закон?

Шапокляк:   Конечно, знаю, это крыска Лариска! Она самая главная.

Инструктор:   Ничего ты не знаешь, а дети знают. (Светофор). А сейчас мы узнаем, какая команда первая правильно соберет светофор.

2 эстафета. «Собери светофор»

Дети собирают разрезанные детали светофора (танграмм).

Инструктор:   Выходя на улицу, приготовь заранее,

                         Вежливость и сдержанность, а главное – внимание!

Затем обращается к Шапокляк:   « А ты внимательна на дороге?»

Шапокляк:   Очень внимательна. Иду куда хочу, куда хочу – туда иду. Хочу - иду туда. (Раздается звук тормозов, Шапокляк падает, инструктор помогает ей встать).

Инструктор:   Вот, что может получиться, если быть невнимательным на улице. Сейчас дети расскажут, какие они внимательные.

1 ребенок:   Мы запомним с детских лет:

                     Красный свет – движенья нет.

                     Желтый – стой, смотри вокруг,

                     А зеленый – лучший друг.

2 ребенок:  Если ты спешишь в пути

                     Через улицу пройти,

                     Там иди, где весь народ.

                     Там, где знак есть, переход.

Шапокляк:   Ну, вот еще, буду я искать эти значки, и детям не советую. Всем детям я советую, все делать точно так, как делает старуха Шапокляк.

Малоподвижная игра «Это я»

Шапокляк:   Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья! А если нет – молчите.

— Кто из вас идет вперед только там, где переход?

— Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

— Знает кто, что свет зеленый означает, путь открыт, а что желтый свет всегда нам о вниманье говорит?

— Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет?

— Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

— Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

А теперь пришла пора, поиграть нам, детвора.

Игра «Чей кружок (светофор) скорее соберется?»

Шапокляк:   Конечно, знаю.

                     Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса,

                     Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем.

                                                                                                 (Велосипед)

                     Для этого коня еда – бензин и масло и вода.

                     На лугу он не пасется, по дороге он несется.

                                                                                                 (Автомобиль)

                     Удивительный вагон, посудите сами,

                     Рельсы в воздухе, а он держит их руками.

                                                                                                 (Троллейбус)

                   Дом по улице идет, на работу всех везет,

                   Не на тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках.

                                                                                                  (Автобус)

Инструктор:   Шапокляк, а ты знаешь, что у каждого транспорта есть остановка?

Шапокляк:     Нет, а зачем мне это?

Инструктор:   Сейчас ребята тебе покажут, как транспорт перевозит пассажиров.

4 эстафета. «Перевозка пассажиров»

Первый ребенок-водитель, остальные – пассажиры. Водитель берет руль и бежит от стартовой линии, обегает конус, возвращается к команде, где к нему прицепляется второй игрок, и они вместе бегут к конусу, обегают его, водитель возвращается, за следующим игроком, так он перевозит всех игроков.

Инструктор:   Ну что, Шапокляк, теперь тебе понятно как надо вести себя на улице, как правильно переходить дорогу, запомнила сигналы светофора?

Шапокляк:   Теперь я исправлюсь и буду соблюдать правила пешехода, но и вас хочу проверить, как вы все запомнили.

Викторина (на лепестках ромашки)

По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару)

Почему нужно ходить только по тротуару? (пешеход, вышедший на шоссе, подвергается опасности)

Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (автобусы, машины не могут сразу остановиться, особенно на скользкой дороге, в снег, дождь)

Где нужно ждать автобус? (на остановке)

Почему нельзя играть на проезжей части? (это опасно для жизни).

Инструктор:   Молодцы, сегодня мы вспомнили правила поведения пешехода на дороге, поиграли в игры, научили старуху Шапокляк правилам дорожного движения.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех!

Танец с лентами

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю всем: «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!»

свернуть
Меню раздела